Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape. Inkscape tutorial: Основы Дублирование и Клонирование объекта
Редактор векторной графики, который по своим возможностям и набору инструментов не уступает таким программным продуктам, как CorelDraw или Adobe Illustrator. Эта программа работает с фигурами, контурами, маркерами и текстом.
В этом уроке будут рассмотрены основные элементы окна программы Inkscape:
1. Строка заголовка
2. Строка главного меню
3. Стандартная панель
4. Строка свойств
5. Панель инструментов
6. Линейки
7. Рабочий лист
8. Цветовая палитра
9. Ползунок палитры цветов
10. Ползунок документа
Отметим основные отличительные для этой программы элементы окна:
Набор инструментов . Некоторые инструменты объединены в группы, на что указывает черная стрелочка в правом нижнем углу значка инструмента. Щелчок по этой стрелочке вызывает подменю, содержащее все инструменты данной группы.
Панель свойств . Ее содержимое меняется в зависимости от выбранного инструмента и выделенного объекта.
Линейки . Линейки дают возможность зрительно оценить расстояние и расположение объектов.
Палитра цветов . Позволяет задавать объектам цвет контура и заливки.
Панель инструментов
Инструмент Селектор (Указатель) | Инструмент Перо Безье | ||
Инструмен Редактор узлов контура | Инструмент Каллиграфическое перо | ||
Инструмент Корректор | Инструмент Текст | ||
Инструмент Масштаб | Инструмент Распылитель | ||
Инструмент Прямоугольник | Инструмент Ластик | ||
Инструмент Параллелограмм | Инструмент Заливка | ||
Инструмент Овал | Инструмент Правка градиента | ||
Инструмент Звезда или Многоугольник |
Инструмент Пипетка | ||
Инструмент Спираль | Инструмент Соединительные линии | ||
Инструмент Карандаш |
Изменение масштаба
Существуют несколько способов изменения масштаба:
Сохранение документа
В inkscape cуществует несколько способов сохранения файлов:
- Меню Файл -> Сохранить . Эта команда сохраняет существующий документ, используя имя текущего файла. Если документ является новым и еще ни разу не был сохранен, то будет открыто диалоговое окно, предлагая пользователю задать имя файла и место сохранения. Сохранить файл можно, используя сочетание клавиш Ctrl + S , а так же нажав кнопку Сохранить документ
- Меню Файл -> Сохранить как... Эта команда позволяет сохранить новую копию файла под другим именем или в другом месте. В этом случае последний сохраненный файл автоматически становится рабочей копией, таким образом, дальнейшие действия будут выполняться уже в новом файле. Этой командой обычно пользуются для сохранения разных версий рисунка. Это же действие доступно по сочетанию клавиш Ctrl + Shift + S .
- Меню Файл -> Экспортировать в растр . Эта команда позволяет трансформировать весь векторный SVG-файл или отдельные объекты документа в растровое изображение. В настоящее время inkscape поддерживает только один растровый формат PNG. Эта команда доступна по сочетанию клавиш Ctrl + Shift + E .
Открытие документа
Для открытия файла существующего документа можно использовать несколько способов:
- Меню Файл -> Открыть... . По этой команде inkscape открывает файл в новом окне. Таким образом, открытие файла никак не повлияет на работу с другими документами. Тоже самое действие по открытию нового документа можно выполнить по комбинации клавиш CTRL + O или через значок Открыть в панели инструментов.
- Меню Файл -> Импорт... Загрузка открываемого файла в активный документ, т.е. тот в которым вы сейчас работаете. Импортированный файл становится объектом в уже открытом документе. Импорт объекта возможен также по комбинации клавиш Ctrl + I или по кнопке Импорт в верхней панели инструментов.
Создание документа
Новый документ в inkscape можно создать несколькими способами.
Программа позволяет работать с контурами, фигурами, текстом, градиентами и импортированной графикой.
Поддерживаемые форматы документов:
# aptitude install inkscapeИзменение масштаба . Проще всего изменять масштаб клавишами - и +. Также можно использовать щелчок средней клавишей мыши (Shift + щелчок уменьшает масштаб), или вращение колеса мыши с нажатой клавишей Ctrl. Еще можно ввести нужный масштаб в поле ввода в правом нижнем углу окна и нажать Enter. И наконец, на панели слева есть инструмент Изменение масштаба, при помощи которого можно изменять масштаб, обводя мышью нужную область.
Свойства документа (Shift+Ctrl+D). Можно изменить размеры холста, например, под содержимое. Установить сетку.
Инструмент редактирования узлов . Вызовите нажав F2 . Вы увидите несколько серых квадратов на контуре - узлов. Эти узлы могут быть выбраны разными способами: щелчком мыши, Shift+щелчок или тянущимся выделением - точно так же, как объекты выделяются обычным инструментом выделения. Вы также можете щёлкнуть сегмент контура для автоматического выбора соседних узлов. Выбранные узлы становятся выделенными и показывают свои рычаги - один или два кружка, соединённых с выбранным узлом отрезком прямой линии. Контуры редактируются перетаскиванием своих узлов и рычагов управления. Вы можете вставлять узлы в любую часть контура двойным щелчком мышью или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Щелчок в нужной точке контура. Вы можете стирать узлы нажатием Del или Ctrl+Alt+Click. При удалении узлов программа попытается сохранить фигуру контура. Если вы этого не хотите, используйте комбинацию Ctrl+Del. Кроме того, вы можете продублировать выбранные узлы (Shift+D). Контур можно разорвать на месте выбранного узла (Shift+B), а разбив, соединить обратно, выбрав концы контура и нажав Shift+J. Каждый узел может быть острым (Shift+C) - это значит, что оба рычага узла могут двигаться под любым углом независимо друг от друга; сглаженным (Shift+S) - это значит, что рычаги узла всегда находятся на прямой линии и взаимно зависимы при повороте; симметричным (Shift+Y) - почти то же самое, что и сглаженные рычаги, но эти рычаги ещё и одинаковой длины. При смене типа узла вы можете сохранить позицию одного из двух рычагов, держа над ним курсор мыши, так что только один рычаг поворачивается/масштабируется до совпадения.
Редактор XML (Shift+Ctrl+X). Вы можете редактировать свои рисунки и смотреть на изменения в дереве Введение в XML или же наоборот вы можете редактировать любой текст, элемент или атрибут узла в XML- редакторе и видеть результат действий на холсте.
Файл> Импортировать (File > Import) (Crtl+I). Inkscape позволяет внедрить импортируемый файл в наш разрабатываемый svg- файл (действие по умолчанию). Или можно связать файл с нашим, в этом случае Inkscape не будет хранить копию файла внутри файла SVG, а сохранит только ссылку на импортируемый файл.
«Контур» > «Оконтурить» (Path > Object to Path) - можно преобразовать любую фигуру к контуру, но обратное превращение невозможно.
Инструменты
Выделение объектов
Выберите инструмент "выделение". Теперь щелкните по любому объекту на холсте. Вокруг объекта вы увидите восемь инверсных стрелок. Теперь вы можете:
перетаскивать сам объект мышью (нажмите Ctrl, чтобы двигаться строго по горизонтали или вертикали)
изменять размер объекта, перетаскивая мышью любую из стрелок (нажмите Ctrl, чтобы сохранить исходное отношение ширины и высоты).
Если щелкнуть по объекту еще раз, вид стрелок изменится. Теперь можно:
поворачивать объект мышью при помощи угловых стрелок (с нажатой Ctrl объект поворачивается на углы, кратные 15 градусам),
выполнять скос объекта с помощью не угловых стрелок.
Можно использовать поля ввода на верхней панели для установки точных значений координат (X и Y) и размеров (W и H) выделенных объектов.
С нажатой клавищей Shift выбираются несколько объектов. Esc снимает любое имеющееся выделение. Ctrl+A выделяет все объекты в документе.
Дублирование и Клонирование объекта
Дублирование объекта (Ctrl+D). Дубликат располагается точно над исходным объектом, становится выделенным, и можно сразу перемещать его мышью или клавишами со стрелками.
При создании дубликата объекта (дублировании) мы получаем точную копию объекта - его дубль. Каждый дубль при этом является вполне самостоятельным объектом, который в дальнейшем можно изменять произвольным образом. При этом произведенные изменения никак не отражаются ни на исходном объекте, ни на других дублях.
Иначе обстоит дело при клонировании.
Клонирование объекта - его точная копия, связанная с исходным объектом. Все изменения исходного объекта распространяются на его клоны. При этом изменения отдельного клона никак не отражаются ни на исходном объекте, ни на других клонах. Для клонирования объекта необходимо выделить исходный объект и выбрать в меню Правка пункт клон ‒ создать клон. Клон помещается над объектом и становится выделенным. Так же, как и дубликат, его можно перемещать при помощи мыши или стрелок.
Видоизменение клона никак не влияет на оригинал, но изменения оригинала, например размер объекта и/или цвет заливки, немедленно отражаются на клоне.
Из клонов можно создавать узоры. Для этого нужно выделить исходный объект и выбрать в меню Правка пункт Клон - Создать узор из клонов.
Логические операции над объектами
Команды в меню "Контур" позволяют вам объединять два и более объектов, используя логические операции. Операции Разность и Исключающее ИЛИ могут применяться только к двум выбранным объектам; другие могут применяться к любому количеству объектов. Получаемый объект всегда использует настройки стиля (заливки и штриха) нижнего объекта. Сумма сливает два объекта и делает из них один. Использование команды Исключающее ИЛИ выглядит похожим на команду Объединить, но разница заключается в том, что Исключающее ИЛИ добавляет узлы в местах пересечения изначальных контуров. Разница между командами Разделить и Разрезать контур состоит в том, что первая разрезает целостность нижнего объекта контуром верхнего объекта, в то время как вторая режет только штрих нижнего объекта и убирает заливку (это удобно для разрезания штрихов незалитых объектов).
Копирование стиля
Если стиль одного объекта (например, квадрата) нужно привести к стилю уже настроенного объекта (например, круга) нужно выбрать круг нажать Ctrl+C , для копирования круга. После этого выбираем квадрат и жмем Shift+Ctrl+V , чтобы применить стиль скопированного объекта. Вместо вставки в рабочее поле нового круга, стиль скопированного объекта будет применен на квадрате.
Слои (layers)
Слои (layers) часто используются для того, чтобы разделить части одного изображения на части. Все слои упорядочены относительно друг друга, поэтому один слой может быть фоном для другого и при этом скрывать третий.
Панель "Слои" вызывается клавишами Shift+Ctrl+L или можно использовать кнопки в нижней части интерфейса Inkscape.
Панель "Слои" позволяет сделать:
Можно выбрать слой щелкнув по его имени в списке слоев. С выбранным слоем можно работать.
Слой можно переименовать. Сделайте двойной щелчок на его имени.
Если щелкнуть на изображение глаза слава от имени слоя, слой можно сделать невидимым. Использовать можно и видимые и не видимые слои. Скрывая слой, мы получаем возможность работать со слоем лежащем ниже, так же можно скрывать слои созданные как черновики и для хранения комментариев!
Изображение замка левее названия слоя позволяет сделать слой не редактируемым и не выбираемым, говорят «запереть» слой. Это чрезвычайно полезно при работе сложными изображениями, так как в ходе работы будет накапливаться масса всего. Вы оставляете слой, которым работаете в данный момент редактируемым и блокируете редактирование других слоев, на случай случайно испортить что либо в них.
Кнопки стрелок внизу окна позволяют изменять расположение слоя относительно других. Можно перемещать слой по шагам в низ или вверх, либо переместить слой на самый верх или низ с помощью кнопок со стрелочками и чертой. Слой на верху списка, выше других слоев, слой в конце списка самый нижний.
Кнопки «Плюс» и «Минус» позволяют добавлять и удалять слои соответственно.
«Непрозрачность» (Opacity) позволяет менять прозрачность слоя, это очень полезно для всевозможный эффектов. Это так же полезно для слоев с рабочими заметками. Я предпочитаю использовать «Каллиграфическое перо» (calligraphic brush tool) в левой части экрана, в отдельном черновом слое. Тогда я могу взять слой целиком, сделать его частично прозрачным, переместить его на самый верх, затем заблокировать его. Таким образом я могу дорабатывать свой основной рисунок имея наглядное представление о новом слое.
Инструменты рисования
Прямоугольник
При помощи инструмента прямоугольники и квадраты можно построить прямоугольник, перемещая мышь по холсту и удерживая нажатой левую клавишу мыши. Если при этом удерживать нажатой клавишу ctrl, получится квадрат. Меняя на панели вверху параметры Горизонтальный радиус и Вертикальный радиус, можно получить квадрат со скругленными краями (то же самое, но с меньшей точностью, можно сделать при помощи круглых угловых маркеров). Для того чтобы отменить закругление объекта и вернуть его в исходное состояние (прямоугольник), можно нажать на панели свойств кнопку Не закруглен.
Эллипс
При помощи инструмента "круги, эллипсы и дуги" можно построить эллипс, перемещая мышь по холсту и удерживая нажатой левую клавишу мыши. Если при этом удерживать нажатой клавишу Сtrl, получится круг (удержание Ctrl сохранит пропорции фигуры такими, какими они были в начале, меняется только размер. Удерживая Shift+Ctrl мы изменяем размер круга от его центра, а не от противоположного угла.
Меняя на панели вверху параметры Начало и Конец, можно получить сегмент круга (то же самое, но с меньшей точностью, можно сделать при помощи круглых угловых маркеров). Установив флажок в поле Открыть дугу, можно превратить сектор в сегмент. Для того, чтобы вернуть объект в исходное состояние (эллипс), можно нажать на панели свойств кнопку Сделать целым.
Звезды и многоугольники
Перемещая мышь по холсту и удерживая нажатой левую клавишу мыши, можно построить многоугольник. Меняя на панели вверху параметр Отношение радиусов, можно получать различные фигуры, от выпуклого многоугольника (при значении, равном 1) до звезды с очень тонкими лучами (при значении, равном 0,1). Так же можно изменить количество углов и степень скругления. Каждый многоугольник содержит два ромбовидных маркера. Они позволяют изменять форму многоугольника различным образом. Например, можно получать интересные фигуры, вращая внутренний или внешний маркер вокруг центра фигуры.
Спираль
Инструмент "спираль" позволяет создавать простые и логарифмические спирали. На панели параметров можно изменить количество витков спирали, степень «раскрученности» (нелинейность) и величину внутреннего радиуса
Перо и Карандаш
Перо и Карандаш создают так называемые контуры. Контур - это последовательность отрезков прямых линий, и/или кривых Безье, которая как и любой другой объект в Inkscape может иметь собственные параметры заливки и штриха. В отличие от фигур контур может свободно редактироваться смещением любого из его узлов (а не только предустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента.
Меню Текст
Текст можно расположить вдоль какой-либо кривой. Для этого нужно выделить одновременно нужный текст и кривую и выбрать в меню Текст пункт Разместить по контуру. Текст разместится по кривой, начиная от левого ее края. Для того чтобы снять текст с контура, нужно в меню Текст выбрать пункт Снять с контура.
Лабораторная работа
Тема. Редактирование изображений в растровом векторном редакторе Inkscape
Цель. Освоить приёмы работы в векторном редакторе.
Выполнение работы.
Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит из управляющих элементов и функций, призванных сделать работу художника простой и удобной. Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит главным образом из рабочего окна, в котором можно создавать и управлять чертежам. В окне расположены управляющие и информационные инструменты, работа с которыми описана на этой странице.
Окно интерфейса Inkscape можно разделить на девять основных областей:
8. Палитра
9. Строка состояния
1. Главное меню (Главное меню в верхней части окна)
2. Панель инструментов
3. Контекстная панель управления
4. Разметка, линейки, направляющие и сетки
5. Панель элементов управления
6. Окно инструментов
Описанные выше панели инструментов и управления, доступные в inkscape могут занимать значительное пространство экране монитора. Чтобы уменьшить размер панели инструментов, выберите в главном меню "Файл" -> "Настроить Inkscape...". Затем выберите вариант "интерфейс". Здесь вы можете самостоятельно установить большие или маленькие значки панели команд, панели элементов и т.д.
Главное меню
Как и в большинстве других программ, главное меню Inkscape содержит основные функции работы с программой: работа с файлами, функции редактирования и просмотра, функции редактора работы с текстом, фильтрами, объектами и контурами, дополнения и справочную информацию.
Панель инструментов
Панель инструментов inkscape расположена в верхней части рабочей области экрана редактора сразу по главным меню. Панель инструментов inkscape содержит значки-иконки, которые вызывают определенные команды редактора. Эти команды также доступны в главном меню или по комбинации клавиш. Панель инструментов предназначена для более легкого доступа к наиболее используемым функциям редактора. Из панели инструментов inkscape в один клик можно открыть новый или существующий документ, напечатать его, загрузить изображение, отменить предыдущие команды, масштабировать, откройте диалоговое окно для настройки свойства документа и т.д. Каждый значок при наведении курсора мыши отображает свою функцию с помощью всплывающих подсказок.
Если все значки панели инструментов inkscape не помещаются на экране, то доступ к ним может быть осуществлен через кнопку с двумя стрелочками с правого края панели. Щелкнув по ним, вы увидите в виде меню все остальные команды панели, значки которых не помещаются на панели. Значки могут не помещаться на панели инструментов inkscape из-за размера экрана или разрешения монитора.
Окно инструментов
Окно инструментов inkscape, состоит из вертикального ряда кнопок, расположенного в левой части окна редактора. На картинке выше эта панель приведена горизонтально для экономии места. Окно инструментов inkscape - это основной элемент для работы в векторном редакторе Inkscape. Окно инструментов inkscape содержит основной набор графических инструментов для создания и редактирования фигур. В окне инструментов inkscape присутствуют инструменты для работы с геометрическими фигурами, а также свободной трансформации фигур и линий, инструменты для работы с текстом и цветом (заливка и градиенты).
При работе с инструментами, сразу под горизонтальной панелью вы можете заметить контекстную панель управления inkscape.
В зависимости от того, какой инструмент выбран в окне инструментов inkscape, изменяется вид контекстной панели inkscape. В контекстной панели отображаются настройки и параметры активного инструмента. В зависимости от ситуации изменение этих параметров может сразу повлиять на выбранный объект, а в некоторых случаях изменения параметров вступят в силу только при создании нового объекта или повлияют на существующие и новые объекты.
Холст
Холст или канва inkscape является главной рабочей областью программы. Это основная часть интерфейса, поскольку именно здесь пользователь графического редактора создает и редактирует рисунки. Холст расположен посередине окна программы и похож на изображение чистого листа бумаги, расположенного на белом фоне. По умолчанию в окне редактора сленва и сверху включены линейки, для определения координат в пикселях. Значения по умолчанию - видимость линейки и единицы измерения можно изменять в Свойствах документа.
Не смотря на то, что границы отображаемого на холсте "листа" определяют границы изображения для печати или сохранения, при рисовании размер "листа" вовсе не ограничивают область изображения. Вы даже можете сделать границы "страницы" и показанные на рисунке выше тени этих границ невидимыми. Настроить видимость границ страницы можно в свойствах документа. Некоторые пользователи предпочитают использовать границы страницы, другие используют для рисования все пространство холста.
Разметка, линейки, направляющие и сетки в inkscape
Линейки разметки
Линейка разметки расположена вверху и слева холста inkscape. Деления линейки разметки определяют расстояния в некоторых единицах, по умолчанию в пикселях. Изменить настройку единиц измерения можно в свойствах документа в меню "файл" - "Свойства документа".
Когда указатель мыши находится над холстом, на линейке появляются два черных треугольника, треугольника, которые отображают на линейке координаты курсора относительно в нижнего левого угла страницы. Эти координаты X и Y можно увидеть в строке состояния (в нижнем правом углу окна программы), рядом с параметром масштаба Z.
Обратите внимание на то, что SVG координаты начинаются в нижнем левом углу документа как обычно принято геометрии в декартовой системе координат.
Комбинация клавиш CTRL + R позволяет скрыть или отобразить линейки разметки inkscape. Также это можно сделать в главном меню "Вид" - "Показать или скрыть" - "Линейки".
При первом запуске программы перед пользователем появляется специальное окно с чистым холстом в центре. Холст - основное место работы пользователя на котором и размещаются различные фигуры, линии, готовые изображения для редактирования и т.д. Выше над холстом представлена горизонтальная панель со стандартными кнопками вроде «создать новый документ»,»сохранить», «открыть готовый документ» и так далее. Под ней расположена горизонтальная панель инструментов на которой имеются специальные кнопки и поля для работы с конкретными объектами или фигурами которые меняются в зависимости от выбранного объекта. Слева от холста можно увидеть вертикальную панель инструментов предназначенную для помещения определенных объектов на холст (прямоугольники, эллипсы, текст и т.д.). Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе рабочее окно программы. В целом интерфейс программы довольно прост для понимания обычного пользователя и при желании уже после нескольких уроков работы в Inkscape даже обычный пользователь сможет создавать если не произведения искусства то очень интересные проекты.
Перемещение по холсту
Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (Попробуйте прямо сейчас Ctrl+стрелка вниз для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту, зажав его поверхность средней клавишей мыши или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B (здесь и далее все буквы в клавиатурных комбинациях - латинские), для того, чтобы показать или спрятать их). Колесо прокрутки на мышке также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колесом. Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе как выглядит эта прекрасная программа.
Изменение масштаба
Простейший способ изменить масштаб - нажать - или + (для увеличения работает и =). Также работает вариант Ctrl+средняя клавиша мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения, Shift+средняя или Shift+правая - для уменьшения, или колесо мыши с нажатым Ctrl. Как вариант, вы можете выбрать масштаб увеличения в нижнем левом углу окна документа. Значение указано в процентах; набрав нужное, нажмите Enter. Кроме того, в программе инструмент масштабирования (среди инструментов слева), который позволяет увеличивать только необходимую выделенную область.
Inkscape хранит историю масштабов, которые вы использовали при работе. Нажмите клавишу `, чтобы вернуться к предыдущему состоянию, или Shift+` для перехода к следующему.
Инструменты Inkscape
Панель со значками в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна, под меню, находится панель управления с основными командными кнопками, и чуть ниже - панель Параметры инструментов, содержащую параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния, что в самом низу окна, будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.
Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам можно вызвать через меню «Справка > Использование клавиатуры и мыши».
Работа с документами
Для создания нового чистого документа используйте «Файл > Создать» или нажмите Ctrl+N. Чтобы открыть существующий документ SVG, используйте «Файл > Открыть» (Ctrl+O). Для сохранения используйте «Файл > Сохранить» (Ctrl+S), либо «Сохранить как…» (Shift+Ctrl+S) для сохранения файла под другим именем. (Inkscape по-прежнему может быть нестабильным в работе, так что запомните важное правило - сохраняться почаще!)
Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG в Inkscape можно работать и с другими форматами (например, EPS и PNG).
Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от менеджера окон (например, Alt+Tab), либо используя собственное сочетание клавиш Inkscape - Ctrl+Tab, для переключения между документами по кругу. Попробуйте сейчас создать несколько новых документов и попереключаться между ними для практики. Примечание: Inkscape относится к этим окнам как к вкладкам в браузере, а это значит, что Ctrl+Tab работает только для документов, запущенных в одном процессе. Если вы откроете несколько документов через файловый менеджер или запустите несколько копий Inkscape, это не сработает.
Создание фигур
Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите левую клавишу мыши и переместите ее курсор в сторону - вы получите прямоугольник:
Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет черную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, как изменить эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:
Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур. Каждая созданная фигура имеет один или несколько белых прямоугольников управления (ручек); попробуйте потаскать их туда-сюда и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только когда выбран один из четырех инструментов: синий квадрат, коричневый круг, желтая звездочка или спираль). У панели параметров инструментов свой способ изменения фигуры. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.
Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z. (Если вы изменили решение, можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z.)
Перемещение, изменение размера и вращение
Наиболее популярный инструмент в Inkscape - Селектор. Выбрать его можно щелчком по черной стрелке (либо нажатием F1 или пробела. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щелкните квадрат, изображенный на иллюстрации ниже:
Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:
Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).
Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl, вы сохраните пропорции оригинала).
Щелкните по прямоугольнику еще раз - направление стрелок изменится. Теперь вы можете:
Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов. Сместив крестик, вы сместите центр вращения.)
Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки. (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов.)
В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте, используя поля вверху.
Изменение формы при помощи клавиш
Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства других редакторов векторной графики - удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которое нельзя было бы выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов - не исключение.
Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов (клавиши-стрелки), изменения размера (клавиши < и >), и вращения (клавиши [ и ]). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселам. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз (и становится равным 20 пикселам). Клавиши Ctrl+> и Ctrl+< увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.
Кстати говоря, наиболее удобны пиксельные изменения формы, производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt+стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксел экрана, не путайте с пикселом, который является SVG единицей длины и отличается от пиксела масштаба). Это значит, что если вы увеличили масштаб, то Alt+стрелка даст меньшее смещение от абсолютного измерения, что по-прежнему будет выглядит как смещение на пиксел на экране. Это даёт возможность точно разместить объект, меняя масштаб.
Схожим образом Alt+> и Alt+< меняют размер на один пиксел, а Alt+> и Alt+< вращают объект на один пиксел.
Alt+стрелка и некоторые другие комбинации клавиш могут не работать, если используемый в Linux оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape. Обычно этот вопрос решается настройкой оконного менеджера.
Выделение нескольких объектов
Вы можете выбрать любое количество объектов одновременно, нажав Shift+щелчок на желаемых объектах. Еще можно выбрать объекты рамкой выделения - так называемым резиновым выделением. (Рамка выделения появляется, когда выделение начинается с пустого места, а с нажатой клавишей Shift рамка выделения появится и над объектом.) Попрактикуйтесь в выделении на этих трех фигурах:
Теперь, используя «резиновое» выделение (без или с клавишей Shift), выделите эллипсы, но не прямоугольник, что под ними:
Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой - нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.
Shift+щелчокна выделенном исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift+щелчок, исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.
Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl+A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, это равносильно выделению всех объектов документа).
Группировка
Несколько объектов могут быть объединены в группу. При перемещении и трансформации группа ведет себя как обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.
Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl+G. Разгруппировать их можно, нажав Ctrl+U и предварительно выбрав группу. Сами по себе группы могут быть сгруппированы и как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколь угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl+U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl+U несколько раз, если вы хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы в группе.
Очень удобно, что вам не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl+щелчок по объекту, вы его выберете и сможете его редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift+Ctrl+щелчок, позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы. Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.
Заливка и обводка
Множество функций Inkscape доступны через диалоги (субменю). Вероятно, самый простой способ заполнить объект каким-либо цветом - это выбрать «Образцы цветов…» из меню «Вид», выбрать объект и его цвет в палитре образцов цвета (изменение цвета заливки или обводки объекта).
Но более мощным способом будет выбрать диалог «Заливка и обводка…» через меню «Объект» (Shift+Ctrl+F). Выберите ту фигуру, что ниже, и откройте диалог «Заливка и обводка…».
Вы увидите, что диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Цвет обводки», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Плоский цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведенной выше фигуры будет нажата кнопка «Плоский цвет».
Чуть ниже расположены кнопки-варианты выбора цвета. Каждый вариант имеет свою вкладку: RGB, CMYK, HSL, и «Круг». Вероятно, самым удобным вариантом является «Круг», где можно выбрать тон цвета, вращая треугольник, а затем подобрать насыщенность и яркость в самом треугольнике. Все варианты выбора цвета имеют возможность менять альфа-канал (прозрачность) выбранного объекта (или объектов).
Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка…» показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких, одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усредненный цвет). Поэкспериментируйте на этих примерах:
Используя вкладку «Цвет обводки», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:
Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:
И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать градиенты для заливки и/или обводки:
При переключении с режима «Плоский цвет» на режим градиента, создаваемый градиент использует предыдущий цвет и направлен от насыщенности к прозрачности. Переключитесь на инструмент для градиентов (выбрав инструмент в левой панели или нажав Ctrl+F1). При перемещении рычаги градиента - видно, что рычаги связаны линиями, которые определяют направление и длину градиента. Когда какой-нибудь из вычагов градиента выбран (подсвечен синим), диалог «Заливка и обводка…» устанавливает цвет рычага (цвета части градиента), а не выбранного объекта.
Ещё один способ изменить цвет объекта - использовать инструмент Пипетка («Брать усредненные цвета от изображения (F7)»). Просто щелкните этим инструментом в любой части рисунка, и полученный цвет будет присвоен выбранному до этого объекту (Shift+щелчок присвоит цвет обводке).
Рисование произвольных линий и кривых Безье
Простейший путь создать произвольную фигуру - нарисовать ее при помощи Карандаша («Рисовать произвольные контуры» в меню слева (F6)):
Если хотите получить более правильные фигуры, используйте Перо (инструмент «Рисовать кривые Безье и прямые линии» в меню слева (Shift+F6)):
При использовании Пера каждый щелчок (короткое нажатие левой кнопки мыши) создает острый узел без возможности управлять изгибом (без узлов управления). Таким образом, серия щелчков создает последовательность из прямых отрезков линии. Щелчок и смещение создаёт гладкий узел Безье с двумя узлами управления, лежащими на одной линии, но направленными в разные стороны. Нажмите Shift при перемещении узла управления, чтобы крутить только один рычаг и зафиксировать другой. Кроме того, Ctrl ограничивает поворот рычагов шагами по 15 градусов. Нажатие Enter заканчивает линию, Esc отменяет ее. Для отмены только последнего сегмента незаконченной линии нажмите Backspace.
В обоих рассмотренных инструментах выбранный контур содержит маленькие квадратики, якоря, на обоих концах контура. Они позволяют продолжить этот контур (рисуя от одного из якорей) или закрыть контур (рисуя от якоря до якоря).
Редактирование контуров
В отличие от фигур, созданных инструментами фигур, Перо и Карандаш создают так называемые контуры. Контур - это последовательность отрезков прямых линий, и/или кривых Безье, которая как и любой другой объект в Inkscape может иметь собственные параметры заливик и обводки. В отличие от фигур контур может свободно редактироваться смещением любого из его узлов (а не только предустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента. Выберите этот контур и включите инструмент редактирования узлов (F2):
Вы увидите несколько серых квадратов на контуре - узлов. Эти узлы могут быть выбраны разными способами: щелчком мыши, Shift+щелчок или тянущимся выделением - точно так же, как объекты выделяются обычным инструментом выделения. Вы также можете щелкнуть сегмент контура для автоматического выбора соседних узлов. Выбранные узлы становятся выделенными и показывают свои рычаги - один или два кружка, соединенных с выбранным узлом отрезком прямой линии. Клавиша! обращает выделение узлов в текущем субконтуре (или субконтурах) (т.е. субконтурах с как минимум одним выбранным узлом); Alt+! обращает весь контур.
Контуры редактируются перетаскиванием своих узлов и рычагов управления. (Попробуйте подвигать узлы и рычаги узлов у пути что выше.) Ctrl работает обычно ограничителем в движении и повороте. Кнопки стрелок, Tab, [, ], <, > и их модификаторы, все работают так же как и с инструментом выделения, но вместо объектов применяются к узлам. Вы можете вставлять узлы в любую часть контура двойным щелчком мышью или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+щелчок в нужной точке контура.
Вы можете стирать узлы нажатием Del или Ctrl+Alt+Click. При удалении узлов программа попытается сохранить фигуру контура. Если вы этого не хотите, используйте комбинацию Ctrl+Del. Кроме того, вы можете продублировать выбранные узлы (Shift+D). Контур можно разорвать на месте выбранного узла (Shift+B), а разбив, соединить обратно, выбрав концы контура и нажав Shift+J.
Каждый узел может быть острым (Shift+C) - это значит, что оба рычага узла могут двигаться под любым углом независимо друг от друга; сглаженным (Shift+S) - это значит, что рычаги узла всегда находятся на прямой линии и взаимно зависимы при повороте; симметричным (Shift+Y) - почти то же самое, что и сглаженные рычаги, но эти рычаги еще и одинаковой длины. При смене типа узла вы можете сохранить позицию одного из двух рычагов, держа над ним курсор мыши, так что только один рычаг поворачивается/масштабируется до совпадения.
Вы также можете втягивать рычаги в узел при помощи комбинации Ctrl+щелчокна рычаге. Если рычаги у двух соседних узлов втянуты, этот сегмент пути будет отрезком прямой линии. Чтобы вытащить рычаги наружу, нужно нажать Shift и потянуть рычаг в сторону от узла.
Субконтуры и их объединение
Объект контура может состоять из более чем одного субконтура (subpath). Субконтур - это последовательность соединенных друг с другом узлов. (Поэтому если у контура больше одного субконтура, то не все узлы контура соединены друг с другом.) Внизу слева контур состоит из трех субконтуров, такие же три субконтура справа являются независимыми объектами - контурами:
Но контур, состоящий из субконтуров, не является группой объектов. Это один объект, выделяемый как целое. Если выбрать верхний правый объект и включить инструмент правки узлов (F2), узлы отобразятся на всех трех субконтурах. Справа же можно редактировать только один из контуров.
Inkscape может объединять контуры в составной контур (Ctrl+K) и разбить составной контур на отдельные контуры (Shift+Ctrl+K). Опробуйте эти команды на приведенных выше примерах. Поскольку параметры заливки и обводки у объекта индивидуальны, новообъединенный контур берет параметры первого объекта из объединения (нижнего по оси Z).
Когда объединяются перекрывающие друг друга контуры с заливкой, в местах перекрытия заливка исчезает:
Это простейший способ создавать объекты с дырками внутри. Более мощные команды по работе с контурами описаны чуть ниже в разделе «Логические операции».
Каждому любителю живописи, очень полезно иметь под рукой функциональный графический редактор, способный работать с векторной и растровой графикой. Благо, в наше время, существует огромное множество программ для рисования, способных заменить собой целые художественные мастерские. Давайте же познакомимся поближе с одним из лучших представителей данной группы. Представляем вашему вниманию графический редактор Inkscape!
Главными плюсами Inkscape, является его несомненная компактность, высокая функциональность и широкие возможности для работы с векторной графикой. При этом программа имеет открытую лицензию и является абсолютно бесплатной. Очень выгодно уметь пользоваться таким чудесным инструментом.
Правда от одного из плюсов, вытекает логичный минус, доставляющий некоторые неудобства новичкам. Функционал программы очень обширен, и первое время работа в Inkscape бывает не очень продуктивной, по причине отсутствия знаний и навыков. Чтобы скорее преодолеть этап безграмотности и скорее приступить к уверенной практике, рекомендуем ознакомиться со следующими видеороликами.
Уроки Inkscape для начинающих
Полезный сборник инструкций по рисованию различных изображений в редакторе. Автор детальным образом посвящает зрителей в процесс своей работы, объясняя применение каждого инструмента и функции. По завершению просмотра видеоуроков и закреплению полученных знаний на практике, вы поймете, как пользоваться Inkscape на уровне уверенного пользователя и сможете изобразить на холсте любую свою задумку.