Австралийскиая музыка. Диджериду — музыкальный инструмент — история, фото, видео Смотреть что такое "Диджериду" в других словарях
Культура австралийских аборигенов значительно различалась, в зависимости от территории их обитания. Люди, проживавшие в разных регионах, общались на разных языках, пользовались различным оружием, применяли своеобразные инструменты, использовали уникальные стили плетения утвари из трав, владели уникальными художественными стилями, применяли различные церемониальное наряды и имели свои исконные убеждения о сотворении мира.
Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы. Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду. Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.
Более 2000 лет под музыку диджериду
Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет. Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.
Диджериду глазами первых европейцев
Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину. Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду. Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.
Европейские этнографические исследования
В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби. Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов. Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.
В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.
Первая запись звучания диджериду
Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин. Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента. В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь в Восточном Кимберли и в Северных территориях.
В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.
Как изготавливали диджериду
Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны. Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.
Термиты
Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов. Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину. В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.
Породы древесины
С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов. В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный. Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона. Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.
В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей. Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.
Технология обработки
Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки. Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой. Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском. Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.
Применение инструмента
Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия. Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.
Звучание диджериду
Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул. Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания. Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.
Церемониальное предназначение
Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира. Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.
Особенности звукоизвлечения
Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.
Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.
Диджериду и современность
Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям. Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке. Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.
Очень интересно собирать информацию о самых простых музыкальных инструментах,
используемых разными народами в своей культуре и ритуалах. Такие инструменты создаёт сама природа, и, глядя на то, что уже придумали люди, можно внимательнее смотреть на то, что есть вокруг. У нас тоже очень многое может быть использовано как музыкальный инструмент.
Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения.
Музыка коренных жителей - аборигенов -сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной - групповое.
Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги
(деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар
, по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов - бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан
(южные районы), погремушки
из плодов и раковин, рифлёные дощечки
, по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны
, обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых - диджериду
(труба из свёрнутой коры), юлунггул
(из дерева), в Сев. Австралии - носовая флейта
(из Новой Гвинеи).
С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился.
Диджериду (Йедаки, дидьериду)
Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев.
Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.
Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска, как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.
Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.
Диджериду (Didgeridoo) – европейско-американское название духового обертонного музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.
Уникальность диджериду состоит в том, что он звучит всего на одной ноте
. Но при этом этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и частично орган.
При игре используется техника непрерывного дыхания. На диджериду играют во время различных ритуалов и это способствует вхождению в транс. Этот инструмент не имел широкого применения и использовался только в некоторых районах Северной Австралии.
Пляски корробори
Аборигены находили множество радостей в повседневной жизни (чему нам можно у них учиться!), что способствовало созданию у них хорошего настроения и веселого нрава. А это - основа здоровья и долголетия. Радость бытия находила отражение в музыке и плясках, называемых корробори, которые обычно не связывались с обрядами и поэтому не были стеснены рамками ритуала - как говорится, танцевали "от души" :-).
В этих плясках изображались сцены из повседневной жизни, разыгрывались представления, имитирующие явления природы и события жизни.
Музыка как для корробори, так и для ритуалов исполнялась простыми средствами. В некоторых племенах ритм отбивали простым чередованием ударов по бедрам, в других - ударами палок о землю, иногда постукиванием двух бумерангов. Пучки листьев эвкалипта на лодыжках и предплечьях имитировали шуршание перьев эму.
Наиболее характерными звуками были монотонные причитания самих аборигенов и звуки, издаваемые «дидьериду» - описание смотрите выше. Труба служила своего рода рупором, усиливающим звук голоса.
Эти аборигены были очень уважаемы, ведь не так-то и легко найти хорошего «трубача», умеющего гудеть как бы не прерывая дыхания и в двух тональностях. Создатель песен тоже был очень уважаемой личностью. Он сам участвовал в представлениях и сочинял песни, повествующие о повседневных событиях; его обширный репертуар также пополнялся песнями, унаследованными от предков.
Сочинитель песен и «трубач» часто выступали по приглашению других групп и за эти услуги получали вознаграждение. Существовали также лидеры плясок. На них лежала основная часть исполнения корробори, что требовало мастерского подражания, особенно повадкам животных.
Современное корробори может изображать также хронику стычек или представлять сцены первых контактов с европейцами.
Диджериду
Человек всегда стремился познать самого себя, тщательно изучая историю своей эволюции. До сих пор возникает очень много вопросов о происхождении «человека разумного» - Homo sapiens, и главной загадкой на пути данного познания являются аборигены – коренные жители Австралии. Это этнографический феномен - обособленная группа племён, которая по своему физиологическому и умственному развитию застыла на уровне эпохи каменного века и до появления колонистов не знала ни колеса, ни письменности. Ученые очень внимательно изучают религию и культуру австралийских аборигенов. Большой интерес вызывают их легенды о сотворении мира, религиозные обряды, ритуальные танцы, а также примитивный, но очень интересный музыкальный инструмент – диджериду, который особо почитается у племен, ведь его звуки сопровождают священные церемонии и разнообразные шаманские практики. Для австралийских аборигенов диджериду – сакральный инструмент, обладающий живительной силой. Это голос самой Природы, который отгоняет злых духов и, в то же время, мост, соединяющий миры и эпохи.
Историю диджериду и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Звук диджериду не похож ни на что. Это реальное прикосновение к чуду, так как низкий рокочущий тон инструмента вызывает мистические ассоциации, связанные с шаманами и голосами духов. Он пронизывает человека, действует на него притягательно и завораживающе.
Аборигены очень тесно связаны с природой, ее звуками: плеском воды, завыванием ветра, шелестом листвы на деревьях, голосами птиц и животных. Сущность этих звуков исполнитель с наибольшей точностью, в сочетании с горловыми интонациями, старается передать через дрожащее звучание своего священного инструмента. Уникальность диджериду заключается ещё и в том, что на нём, звучащим только на одной ноте, можно извлекать широкий спектр украшающих звучание обертонов. Высота тона диджериду зависит от длины и ширины инструмента: короткий и широкий - имеет более высокий голос, а длинный и узкий звучит гораздо ниже. Играть на диджериду довольно сложно. Во время исполнения задействуются хорошо натренированные мышцы лица, шеи, язык и диафрагма. Кроме этого музыкант обязан владеть сложной техникой непрерывного перманентного дыхания.
Фото :
Интересные факты
- Двух одинаковых диджериду не существует, так как каждое дерево имеет свое собственное строение: форму ветвей и стволов. Как результат, каждый инструмент неповторим по своему голосу и тембру.
- Инструмент, кроме наименования диджериду, придуманного европейцами, имеет ещё 45 различных названий, которые он получил в разных племенах коренного населения. Вот некоторые из них – йедаки, бамбу, бомбо, камбу, пампу, гарнбак, иллипра, мартба, джираги, йираки, идаки и другие.
- У разных народов существуют инструменты, которые очень похожи на диджериду, среди них стоит особо выделить трембиту, популярную у многих наций, альпийский рог и тибетский дунгчен.
- Гул в ротовой полости исполнителя на диджериду может достигать ста децибелов, что приравнивается к грохоту отбойного молотка.
- Самый крупный фестиваль исполнителей на диджериду под названием «Airvault» проходит во Франции уже более 10 лет.
- В нашей стране первый фестиваль диджериду состоялся в г. Санкт-Петербург 28 июня 2008 года. В России также установлено отмечать День диджериду и приходится он на 28 июня.
- Музыканты «Битлз» во время своего гастрольного турне по австралийскому континенту решили попробовать поиграть на диджериду. Такое музицирование оставило у них очень яркое впечатление.
- Мужчина – абориген, исполнитель на диджериду, использует звук инструмента для привлечения внимания понравившейся ему женщины.
- Ученые доказали, что из-за тренировки дыхательных путей, игра на диджериду помогает прекратить храп, а также способствует профилактике легочных заболеваний.
- В 19-ом веке, в начале колонизации, в Австралии, существовало 600 племен аборигенов, каждое из которых имело свою территорию, язык и обычаи. К началу 20 века аборигены признавались уже вымирающим народом, так как они составляли не более двух процентов от всего населения австралийского континента.
Конструкция
Изначально диджериду – это почти нерукотворный музыкальный инструмент, в создании которого принимает участие сама природа. Он представляет собой полую трубу с диаметром от 5 до 10 см и длиной от одного до трех метров, на одной стороне которой располагается мундштук диаметром 3 см. Если ранее материалом для инструмента служили только эвкалипт и бамбук, то на сегодняшний день для его изготовления используют березу, клен, ольху, ясень, вяз, а также более дешевые пластик или винил. Вес диджериду варьируется от 1,5 до 2,5 кг.
Разновидности
Сегодня диджериду, привлекающее к себе все больше внимания, имеет довольно много разновидностей. Музыканты, чтобы увеличить исполнительские возможности своего инструмента постоянно стараются его модифицировать. В настоящее время смоделированы закрученные спиралевидные диджериду, а также компактные в форме коробки диджебоксы. Кроме этого исполнителями на диджериду были изобретены следующие модели инструментов, которые также отличаются формой и внешним видом, среди них:
- Диджериду Keyed - оснащен системой клапанов;
- Диджериду Multidrone – инструмент имеет особую форму мундштука и специальное строение канала;
- Диджерибон – гибрид тромбона и диджериду. Конструкция инструмента допускает изменение длины инструмента во время исполнения, так как включает в себя две трубки, одна из которых вставлена в другую;
- Диджериду Flute – инструмент имеет звуковые отверстия, что позволяет исполнять сложные мелодии.
Применение
Диджериду является удивительным инструментом, который завоевывает всё большую популярность. Несмотря на свою архаичность, он сегодня стоит в одном ряду с самыми современными музыкальными инструментами планеты. Диджериду весьма универсален и сфера его применения очень разнообразна. Являясь музыкальным голосом Австралии, инструмент звучит на различных национальных праздниках и фестивалях, кроме этого он традиционно сопровождает сакральные церемонии австралийских аборигенов. Однако диджериду в нынешнее время успешно применяется не только на австралийском континенте, но и во всем мире. Его звучание украшает композиции самых различных современных музыкальных стилей, среди которых: рок, джаз, блюз, поп-музыка, хип-хоп, техно, фанк, панк, рэп, инди-фолк, фолк-рок, эмбиент и регги. Помимо музыки инструмент находит ещё одно оригинальное применение: он успешно используется в медицине. Диджериду, не только способен вылечить человека от храпа, но и является уникальным, экзотическим видом вибрационного массажа, который помогает снять стресс, эффективно погружая в медитацию. Расслабляя мышцы, такой массаж помогает при спазмах и болях в суставах, запускает внутренние процессы самоисцеления.
Исполнители
Диджериду – это музыкальный инструмент, с которым большинство людей смогли познакомиться только в конце прошлого века. Однако он быстро заинтересовал музыкантов–исполнителей, которые старались не только овладеть диковинным инструментом, но и экспериментировали с ним, используя в различных современных музыкальных стилях. Особый весомый вклад в развитие инструмента внесли следующие исполнители, прославившиеся как искусной игрой на диджериду, так и значительными преобразованиями – модификацией инструмента, среди них: Залем Деларбр (Франция), Грэхэм Виггинс (Англия), Дубравко Лапайн (Хорватия), Чарли МакМахон (Чехия), Ондрей Смейкал (Чехия), Уильям Торен (США).Среди российских музыкантов наиболее известными исполнителями на диджериду являются Светлана Максимова, Аркадий Шилклопер, Петр Никулин, Алексей Захаров, Вадим Субботин, Александр Коновалов.
История
Диджериду – очень древний музыкальный инструмент, который известен австралийским коренным жителям более сорока тысяч лет. За всю свою многовековую историю он совсем не изменился и остался до сегодняшних дней в своем первозданном виде. Самое интересное то, что в изготовлении инструмента принимает активное участие сама природа. В засушливое время термиты – белые муравьи, выедая сердцевину эвкалиптовых деревьев, образуют в их стволах полость. Аборигены тщательно выискивают такие деревья, вырубают их, очищают, приспосабливают восковой мундштук и разукрашивают тотемными рисунками своего племени. Кроме эвкалипта для изготовления диджериду применяется также бамбук, внутренние перегородки которого удаляют, прогоняя по стволу горячий уголь. Это растение, произрастающее на северных территориях Австралии, как материал для инструмента уступает эвкалипту, он может растрескаться от перепадов температуры, а также от изменения влажности. Кроме этого бамбуковые диджериду из-за слоистой структуры древесины имеют более глухой звук, менее насыщенный обертонами.
Диджериду для австралийских коренных жителей имеет очень важное сакральное значение. Он символизирует образ Радужного змея Юрлунгур, который согласно мифам аборигенов играл важную роль в сотворении мира, а также является покровителем неба, воды, плодородия и знахарей. Диджериду является неотъемлемым атрибутом церемоний инициации, а также священных обрядов, через которые аборигены общаются со своими божествами. Под звуки инструмента они поют и танцуют свой священный ритуальный танец корробори, в котором не только участие чужаков, но просто наблюдение за ним считается недопустимым. Играют на диджериду в основном мужчины, которых учат этому с самого раннего возраста. Правда в некоторых племенах играть на инструменте разрешается и женщинам, но только не во время религиозных обрядов.
Первые колонисты, которые в начале 19 века начали заселять Австралию, на примитивный инструмент коренных жителей особого внимания не обращали. Интерес к диджериду возник только в последней четверти 20 века, а начиная с 80-х годов инструмент стал стремительно распространяться по всему миру.
Диджериду – инструмент, волшебный голос которого и поныне тревожит сердца людей и заставляет вспомнить об общем земном и духовном начале. Этот инструмент, звучащий всего на одной ноте, сегодня все больше открывается человеку и проникает в его современную культуру, он заставляет людей объединяться, обмениваться опытом, совместно играть и устраивать интересные фестивали.
Видео: слушать Диджериду
(Didgeridoo ) - древний ритуальный духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Этот инструмент обладает особой магической силой. Неслучайно к его игре советуют прислушаться, как к высказыванию мудрого человека. « Волшебное звучание диджериду зовет нас вспомнить земное и духовное наследство » - это одно из многих высказываний, которые так точно передают то незабываемое впечатление, которое может произвести только такой загадочный инструмент как диджериду.
На севере Австралии, где появилась диджериду , его называют «Йедаки ». Самая большая диджериду достигает в длину до трех метров. Играют на ней только посвященные мужчины. Шаманы Северной Австралии лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду.
Диджериду создает сама природа, поэтому и звук ее максимально близок к природе. Когда вы впервые услышите живой звук диджериду, вы переживете чувство реального единения с чудом и вашу душу заполнит бесконечная гармония и блаженство. Интересен факт изготовления этого инструмента – он делается из стволов эвкалиптовых деревьев, которые изнутри выедаются термитами. Остается отыскать эти «заготовки» и вы – обладатель диджериду.
Диджериду являют собой многообразие форм, это зависит от форм ветвей и стволов. Внутренний диаметр отверстия со стороны мундштука должен быть примерно 3 см. Внутренний диаметр конца диджериду в идеале должен быть 10 см. Стенки диджериду не должны быть слишком толстыми, так как будет гаситься резонанс; кроме того, инструмент может потрескаться. Мундштук делают из пчелиного воска. Можно также изготавливать диджериду из бамбука, тростника или пластика. Многие инструменты, по старинным обычаям, украшают росписями или изображением животных. Внутреннюю поверхность диджериду нужно обрабатывать льняным маслом, но так чтобы масло не проступало наружу и не портило рисунок.
С появлением в мире диджериду связано множество легенд. Так, согласно одной из них, божественные сущности ванджина создали мир по образу, который им явился во сне. Выполнив столь нелегкое дело, они решили покинуть Землю и переселиться в духовный мир. Однако они очень любили людей и решили оставить им в дар диджериду. Это не просто подарок, а некий коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.
Диджериду обладает живительной силой. Согласно древнему сказанию, диджериду – это флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности. Однажды Юрлунггур в ярости проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она вдохнула жизнь в их безжизненные тела. Эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни.
Ученых всегда интересовал вопрос по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что умение кошки мурлыкать – это ее источник долголетия. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой полезны для неё и для людей. Мурлыкание кошки можно сравнить с гудением диджериду, ведь все это - вибрации низкой частоты. На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие обертона. Обертона всегда выше основного тона, они образуют гармоничный ряд звуков и создают тембр диджериду (и кошки). Для игры на диджериду используется прием "кругового дыхания", за счет которого можно производить вдох, не прерывая звучания. Воздух должен выходить сквозь расслабленные вибрирующие губы. И начинается магическое пение этой могучей флейты. Все твое тело становится инструментом. Тренировка позволяет научиться управлять всеми мышцами. В формировании звука участвуют губы, язык, гортань, челюсть и голос исполнителя. Этим объясняется индивидуальность звучания диджериду в каждом отдельном случае.
Диджериду - это однотональный инструмент, но за счет индивидуальных особенностей голоса можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота до имитации голосов зверей и птиц. Используя язык, губы и варьируя силу выдоха, можно значительно изменять тембр звука.
Музыкальные жанры можно условно разделить на две разновидности: медитативно-трансовый жанр и ритмический action. Первый характеризуется плавностью звучания и неспешностью исполнения. Второй является практикой ритмического дыхания, так как форсированный вдох должен быть органично встроен в образ ритмического рисунка. Таким образом, манеру игры на диджериду можно выразить следующей комбинацией: "дыхание+звук+ритм". Приведем несколько примерных упражнений для игры на диджериду.
Упражнение 1
Что означает фраза « выдох через расслабленные вибрирующие губы»? Для этого надо сказать воображаемой лошадке «Тпру». При этом ваши губы будут расслаблены, будут вибрировать, и сквозь них будет выходить струя воздуха. Остается лишь поднести к губам диджериду и послать в неё воздух. Это и будет основной тон диджериду.
Упражнение 2.
Наполните щеки воздухом, надуйте их и подышите через нос. Теперь представьте, что воздух в щеках выталкивается изо рта лишь вашими мышцами щек. При этом вы можете быстро вдохнуть через нос. Это принцип непрерывного дыхания, который так важен при игре на диджериду.
При игре на диджериду важно соблюдать три основных правила: во-первых, основной тон должен быть сильным и устойчивым; во-вторых, мышцы щек должны легко выдавливать воздух, аккумулированный в щеках; в-третьих, при любом движении щек, языка, губ и т. д. основной тон диджериду не должен прерываться. Все эти условия легко выполнить при регулярных тренировках, что является основным требованием при игре на любом инструменте.
К сожалению, в России пока очень мало магазинов, где продавались бы диджериду. Однако в этнических магазинах, магазинах духовной литературы продаются иногда бамбуковые трубочки из Индонезии, Индии и других стран, которые являются аналогом диджериду. Но, тем не менее, есть на Урале мастера, которые профессионально занимаются изготовлением этого редчайшего инструмента и даже основали Уральскую Диджериду Лабораторию.
В чем же особенность уральских диджериду? Секрет заключается в правильно построенной акустике, что дает красивое звучание и широкий диапазон возможностей. Хороший природный инструмент - это редкость, поэтому так важно сделать акустически безупречный инструмент, воссоздав при этом, природную специфику звучания. Мастера должны проделать поистине ювелирную работу, чтобы добиться идеального баланса - конфигурация канала, заданная толщина стенки, параметры внутренних канавок и многое другое. Многое найдено и оптимизировано российскими мастерами опытным путем.
Примеры звучания: http://mp3plus.fm/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8F...BD%D0%B5%D0%BA/
Поиск и исследования "конфигурации" диджериду продолжаются до сих пор, поэтому каждый уральский мастер в чем-то уникален и своеобразен. Так же как уникален каждый музыкант.
Существует такой музыкальный инструмент как Диджериду, считается что он один из древнейших и родом из Австралии, где использовался аборигенами для ритуальных целей. Нужен ли он современному человеку вопрос спорный. Сами племена использовали его для вхождение в состояние транса, где они общались с духами и созерцали разные видения посланные им. Инструмент имеет только одну ноту (так называемый «дрон», или гудение), то есть сыграть на нем «владимирский централ» или «журавли над лагерем» не получится, разнообразие звуков можно получить артикуляцией, передувами и другими спец техниками игры на духовых. Инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган. Одним из любопытных моментов при игре на данном инструменте является так называемое «непрерывное дыхание», которое помимо шаманского трансового состояния дает хороший упражняющий эффект для легких. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. Мой вариант расписан в виде такой психоделической ящирицы.
Так выглядит инструмент в чехле и без.
Та часть, в которую направляется дыхание.
Обратная сторона.
Как видится инструмент «из глаз»:
Подробнее рисунок:
Размер длина 119 см, диаметр 6 см, материал бамбук, моя нота C#. Качество хорошее, покрыт лаком, считается что звук у бамбука интереснее и глубже чем у дерева.
Отличный инструмент для занятий и развлечений, можно использоваться для декора. Звук можно записать, но в связи с неизвестностью вашей аккустики, скорее всего на реальный звук будет не похоже. А в связи с «изменением состояния сознания» при игре, не похоже тем более.
Брать однозначно тем, кто интересуется этникой или эмбиентным звучанием, так же будет полезен тем кто практикует трансовые состояния, медитацию, йогическую пранаяму или холотропное дыхание.